Новости

Всероссийская научная конференция - «Управление социальными изменениями в нестабильных условиях».

24 мая на социологическом  факультете  Московского государственного университета состоялась Всероссийская научная конференция «Управление социальными изменениями в нестабильных условиях».

Научная конференция была посвящена анализу социальных изменений в условиях внешних и внутренних рисков, выработке предложений по стимулированию социальной динамики исходя из опыта социальных практик Российской Федерации и зарубежных стран.

Для обсуждения в рамках панельных дискуссий на конференцию были вынесены проблемы модификации  принципов социального государства в условиях нестабильности, социальных  изменения в организациях и роль новых институтов, а также рассмотрены демографические  факторы социальных изменений.

Обсуждение обозначенных проблем состоялось в рамках пленарного заседания и трёх секций:

  • Государственное управление: реализация принципов социального государства.
  • Институциональная трансформация организаций.
  • Демографические факторы социальных изменений.

Общественную палату республики и Коми региональное социологическое сообщество представлял на этом научном форуме эксперт палаты,  кандидат философских наук Владимир Теребихин. Участникам конференции был представлен его доклад «Политико-управленческие идеи к проектированию стратегии духовно-нравственного преображения российского общества, формирования российского нравственного государства»

В докладе эксперта дана интегральная оценка духовно-нравственной ситуации в современной России, указаны  причины духовно-нравственного кризиса в российском обществе, предложен ряд мер по его преодолению, проектированию стратегии духовно-нравственного преображения.     

С тезисами доклада можно познакомиться по ссылке.

Со сборником докладов участников конференции можно познакомиться здесь:  http://www.socio.msu.ru/documents/sbornik-social-change_2016.pdf  

Тезисы из доклада Теребихина Владимира Михайловича, кандидата философских наук, эксперта Общественной палаты Республики Коми.

Политико-управленческие идеи к проектированию стратегии духовно-нравственного преображения российского общества, формирования российского нравственного государства.

Актуальность проектирования и осуществления политики духовно-нравственного преображения российского общества детерминируется необходимостью преодоления сложившейся системы противоречий между кризисным состоянием духовно-нравственных процессов в российском обществе и отсутствием эффективной государственной политики в этой сфере, с одной стороны, и между системной комплексностью проблем духовно-нравственного развития и узковедомственным характером государственного управления этими процессами, с другой.

Интегральной и интегративной характеристикой современной духовной ситуации в России, духовно-нравственного состояния нации, является духовно-нравственный кризис.

Духовно-нравственный кризис как составная часть общего системного антропологического  кризиса,  номинируется автором, как интегративная целостность, система относительно самостоятельных, но когерентных, взаимозависимых и взаимообусловленных кризисов: комплекса идентификационных кризисов (в том числе, кризиса социокультурной идентичности), «глубокого мировоззренческого, экзистенциального кризиса» (С.А.Храпов), ментального кризиса, «тяжелого психологического кризиса» (А.Л Журавлев, А.В. Юревич), «рефлексивной катастрофы (В.Е. Лепский), «общей кризисности интеллектуального пространства культуры (В.А.Конев), ценностного кризиса общественного сознания постсоветской России, телеологического кризиса, кризиса доверия, кризиса условий продуктивной трансляции социокультурного и экзистенциального опыта, нормативного духовно-нравственного поведения» населения, кризиса системы воспроизводства морали, а также, кризиса (дисфункциональности) традиционных фидуциарных институтов – субъектов, призванных генерализировать ценности, транслировать идентичности и обеспечивать создание условий для духовно-нравственного развития населения: традиционной семьи (семейных отношений), массового образования (прежде всего, его аксиолого-воспитательных функций), масс-медиа, кризиса политики в сфере воспитания, обеспечения воспитательной функции государства, кризиса системы межпоколенческих отношений и др.

Духовный антропокризис свидетельствует о системных ошибках в государственном управлении, низком уровне научной обоснованности, а, следовательно, и соответствующем качестве и эффективности реализации государственных политик, которые должны создавать условия для духовного развития социума.

По нашему мнению, в систему действий органов государственной власти и управления по демпфированию духовного кризиса, духовно-нравственного преображению страны необходимо включить следующий комплекс первоочередных научно-организационных и государственно-управленческих решений:

В-первых, разработать и принять государственную доктрину «Формирование российского нравственного государства в XXI веке». Одним из теоретических оснований данной государственного документа высшего уровня может быть основательное научное (и пока единственное в гуманитарном научном пространстве России) монографическое исследование «Нравственное государство. От теории к проекту» Центра  научной политической мысли и идеологии [1].

В государственно-управленческом «преломлении»  понятие «нравственное государство», рассматривается нами, как «государство, в котором нравственная государственная власть («верховная», исполнительная, законодательная, судебная, правоохранительная), высший политический класс, система государственной службы и управления страны), обладая ресурсами и качествами духовной власти и высоким уровнем морально-политической легитимности, морально-компетентностного авторитета, политической этики и  нравственности (превосходящей общий уровень и стандарты нравственного развития современного российского социума): осуществляет эффективное «нравственное государственное управление» (В.В.Ложко) системной научно-обоснованной, нравственной «человекоориентированной» государственной мегаполитикой, включающей, социокультурной политику  духовно-нравственного развития народа, идейно-символическую политику наследия и памяти, фелицитарную политику, политику обеспечения духовной, нравственной, информационно-психологической безопасности населения, политику управления «психологическим тонусом народа» (В.Э.Багдасарян), антикриминальную, антинаркотическую, антикоррупционную политики, обеспечивает «возрождение духовного, культурного кода нации» (Патриарх Кирилл), мобилизацию духовной «иммунной системы страны» (С.С.Сулакшин), «подъем духовных энергий» национального сознания (Агеев А.И.), «духовно-нравственную консолидацию общества» (Л.А.Гореликов), духовно-нравственное преображение, расширенное воспроизводство условий для свободного духовно-нравственного развития граждан.

Во-вторых, осуществить при активном скоординированном участии научных институтов РАН и научной общественности, институтов гражданского общества, в том числе, Общественной палаты РФ, проектирование и принятие концепции «Духовное преображение России в XXI веке» а, также, концепций и целевых программ государственных политик, обеспечивающих создание условий для духовного развития российского социума в том числе: политики духовного развития народа (Сулакшин С.С.), культурной политики, государственной образовательной политики, «политики в области воспитания подрастающего поколения» (Путин В.В.), политики в сфере государственно-конфессиональных отношений, свободы совести и вероисповедания, политики в сфере укрепления межпоколенческой толерантности и социальной солидарности, духовно-нравственной гуманистически ориентированной информационной политики, политики в сфере духовной безопасности, в том числе, информационно-психологической (В.Е.Лепский), «консциентальной» (М.Крупнов), идентификационной безопасности, политики безопасности в сфере идейно-мировоззренческого состояния общества, символической политики, государственной исторической политики, политики профилактики экстремизма, антикоррупционной, антикриминальной политики и ряда других гуманитарных, человекоориентированных субполитик.

В-третьих, для формирования институциональной системы государственно-общественной модели осуществления политики духовно-нравственного преображения рекомендуется создать общественно‑государственный Совет при Президенте Российской Федерации по проблемам духовно-нравственного развития для координации деятельности органов государственной власти и институтов гражданского общества в осуществлении политики духовно-нравственного развития страны. Подобные структуры необходимо  также сформировать на региональном и муниципальном уровнях.

Библиографические ссылки:

1. Нравственное государство. От теории к проекту / Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э., Вилисов М.В., Нетесова М.С., Пономарева Е.Г., Сазоно-ва Е.С., Спиридонова В.И / под общ. ред. С.С. Сулакшина. М., Наука и политика, 2015 г. 424 с.